Главная\ О проблеме\ Юрист о проблеме

 

О качестве бензина и потребителях: юридический взгляд на проблему


1. Нормативно-правовое регулирование качества бензина
2. О защите прав потребителя при покупке некачественного бензина
3. Об экспертизе бензина
4. Судебная практика
5. Административная ответственность
6. Действия пострадавших от некачественного бензина.

 


 На просторах   Рунета можно встретить уже сотни сообщений, подобных этому

«Все происходило по стандартной схеме, как и у многих потерпевших. Заправка бензином - через пару километров двигатель заглох и больше не заводился. Новая иномарка. Ездит всего-то пару месяцев, после покупки, меньше 6 тыс. пробег…». Далее, как правило, выясняется, что причиной поломки является использование бензина низкого качества.

     
            На проблему некачественного бензина не раз обращали внимание и различные СМИ, в том числе и федеральные телеканалы. Однако автолюбителей, столкнувшихся с различной тяжести последствиями использования некачественного бензина, не становится меньше.

 

В России до сих пор нет  системы и структур, которые бы эффективно занимались контролем качества автомобильного топлива, ни в целом по  всей стране, ни в регионах. Автолюбителям остается уповать на самих себя.

 

Проблема некачественного бензина и потребителей - это, прежде всего, проблема юридического характера. Низкокачественный бензин выводит  из строя компоненты топливной системы, свечи и даже двигатели автомобилей, напрямую нанося ущерб имуществу граждан.

 

Несмотря на то, что каждый случай нарушения прав автовладельцев уникален в своих деталях и последствиях, попробуем разобраться и описать общую картину данного столкновения интересов производителей и продавцов, ставящих во главу угла собственные весьма сомнительные по морально-этическим и правовым критериям выгоды, и потребителей, пытающихся  отстоять свои законные права и интересы.  

 

Есть ли шанс выиграть в этой борьбе? 


 


1. Нормативно-правовое регулирование качества бензина

 

Некачественный бензин наносит ущерб  не только конкретному  автомобилю и его владельцу: повсеместное использование такого топлива наносит вред окружающей среде и негативно сказывается на существовании каждого из нас.  

 

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

 

В целяхуменьшения вредного влияния на экологию токсичных выбросов продуктов сгорания бензина в атмосферу, Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 был утвержден Технический регламент«О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее – Техрегламент) – именно этот документ целесообразно использовать для того,  чтобы оперировать понятием «качество бензина».

 

 Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, утвержденным  приложением N 1указанного Техрегламента, в котором приведены характеристики бензина по доле и концентрации содержания целого ряда различных веществ – в зависимости от этого устанавливается класс топлива. Особые ограничения касаются наличия в бензине серы – основной причины образования нагаров, отрицательно влияющих на износостойкость частей двигателя.  Но, при этом, независимо от класса, в бензине должны отсутствовать такие вещества, как железо, марганец, свинец. 

 

Отметим сразу, что металлосодержащие присадки, присутствие  которых сведено Техрегламентом фактически к нулю, – на практике чуть ли не основной  способ повышать октановое число бензина.

 

Дело в том, что отечественный высокооктановый бензин получают не благодаря специальным дорогостоящим технологиям (так называемому «многократному крекингу»), а всего лишь с помощью применения различных присадок, которые увеличивают октановое число бензина (см. справку по видам присадок).

 

Да-да, уважаемые читатели, добавив, к примеру,  в 92-ой бензин  всего небольшую долю специальных веществ, «производители» превращают его  95-ый! 

 

В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации были запрещены  с 1 июля 2003 года (Федеральный закон от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ). В этилированном  бензине специальной присадкой – тетраэтилсвинцом, повышают октановое число, однако данный вид присадок вне закона почти десять лет. Тем не менее, осталось еще много способов «обогатить» бензин, точнее - его хозяев.

 

Как сказано выше, использование одних присадок (металлосодержащих) запрещено, в то же время, другие присадки значительно ограничены из-за своей высокой токсичности. К примеру, объемная доля монометиланилина (N- метиланилина) – еще одной популярной присадки, резко ограничена, а в бензине высшего пятого класса и вовсе исключена.

 

Таким образом, под некачественным бензином понимается бензин, не соответствующий Техрегламенту либо содержащий высокотоксичные присадки, особо вредные для окружающей среды и здоровья человека.

 

Все требования, предъявляемые к компонентам автомобильного бензина, и применяемые способы их оценки можно посмотреть в Техрегламенте, в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51105-97"Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", в ГОСТе Р 51866-2002 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия", а также в  Распоряжении Правительства РФ от 19 августа 2009 г.  № 1191-р, вводящего в действие Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Техрегламента и осуществления оценки соответствия.

 

Касательно регламентов нужно также учитывать, что с 31 декабря  2012 года вступит в силу Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).

 

Бензин – это точно такой же товар, как и многое  другое, что мы приобретаем для потребления. Поэтому отношения покупатель-продавец регулируются Гражданским Кодексом и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»). 

 

 

2. О защите прав потребителей при покупке некачественного бензина

 

 

Приведем для начала несколько важных основных понятий из Закона «О защите прав потребителей». Это позволит нам лучше оперировать указанным законом при решении проблемы некачественного бензина:

 

потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

 

изготовитель- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

 

продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

 

недостаток товара - несоответствие товара  или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

 

существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

 

безопасность товара - безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации.

 

Из положений Закона «О защите прав потребителей» следует, что АЗС, как продавец, несет полную ответственность за ненадлежащее качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя вследствие использования некачественного топлива.

 

Вред, причиненный имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, а также вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.

 

Однако такой вред необходимо еще доказать и, скорее всего, это придется делать в суде. Юридически значимыми фактами при разрешении подобных споров являются: приобретение бензина на определенной АЗС, ненадлежащее качество приобретенного бензина,  поломка автомобильного двигателя или других частей, и наличие причинно-следственной связи вредного воздействия плохого бензина с неисправностью автомобиля.

 

            В тоже время, причинно-следственная связь между поломкой автомобиля и использованием некачественного топлива не может быть установлена без учета соответствующего заключения эксперта по результатам автотехнической экспертизы. 

 

 

3. Об экспертизе бензина

 

 

 

Согласно Техрегламенту в автомобильных марках бензина не допускается использование металлосодержащих присадок (железа, марганца, свинца), а также  строго нормируется присутствие других веществ. Однако существующие методы контроля этих показателей длительны, трудоемки и относительно дорогостоящи.

 

В связи с принятием Техрегламента,  Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2009 г. N 1191-р был определен перечень национальных стандартов, содержащих порядок и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для исполнения Техрегламента и проведения оценки соответствия.

 

Перечень содержит документы (только в отношении автомобильного бензина можно насчитать 12 шт.), с помощью которых можно определить массовую долю серы, объемную долю бензола, концентрацию железа, октановое число, давление паров, содержание механических примесей,  воды и др.

 

Несмотря на такие сложности, экспертиза качества бензина – обязательный этап в случаях, когда рассматриваемые споры не удается решить с помощью переговоров - без суда.

 

В издании «Настольная книга судьи: судебная экспертиза» (Россинская Е.Р. и  Галяшина Е.И.. - М.: "Проспект", 2010), можно найти следующее описание значения судебной экспертизы нефтепродуктов: «Примером задачи исследования нефтепродуктов может быть экспертиза по следующему гражданскому делу. Гражданин Бельгии Ф. заправил свою автомашину "Феррари" на одной из АЗС в Ленинградской области, проехал на ней небольшое расстояние, после чего мотор заглох. Прибывший на место автомеханик констатировал серьезную поломку. В сервис-центре причиной неисправности назвали некачественный бензин. Владелец автомобиля предъявил через суд свои претензии бензозаправщику и ходатайствовал о назначении судебной экспертизы нефтепродуктов. На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы.

 

1. Бензин какой марки находится в бензобаке автомобиля "Феррари"?

 

2. Не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный?

 

3. Каково содержание в смеси низкосортного бензина?

 

4. Не содержится ли в бензине из бензобака автомобиля "Феррари" примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды)?

 

Экспертиза показала, что автомобиль "Феррари" был заправлен смесью, состоящей из бензинов АИ-95 и А-80 в соотношении 1 : 2.

 

Эффективность экспертизы во многом определяется тем, предоставлены ли в распоряжение эксперта сведения о происхождении нефтепродуктов и ГСМ, условиях их хранения, транспортировки, расходования, эксплуатации, способах обнаружения и изъятия».

 

Нельзя не согласиться с последним утверждением авторов  книги, так как, к примеру, только для правильного и допустимого отбора проб существует отдельный ГОСТ 2517-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 28 декабря 1985 г. N 4453), подробно описывающих все операции, предшествующие экспертизе.  

 

Таким образом, экспертиза качества бензина – неотъемлемый  этап, в случае если потребитель  намерен получить судебную защиту своих прав, однако насколько успешны граждане при отстаивании своих интересов в судах?   

 


4. Судебная практика

 

 

Практика применения Закона «О защите прав потребителей» по делам о некачественном бензине  постоянно пополнятся, и, для того чтобы оценить свои шансы на успех, требует тщательного мониторинга на момент  обращения в суд. Из судебных решений можно также  почерпнуть важную аргументацию сторон и судей, упущения истцов, контрдоказательства ответчиков – все это поможет превентивно спланировать действия в собственном судебном деле.

 

На текущий момент в судах складывается следующая ситуация.

 

Так, в ходе производства в суде апелляционной инстанции, Одинцовский городской суд Московской области по делу № 11-123/2011 определил, что истцом заявлены необоснованные требования, так как доказательством несоответствия топлива по качеству требованиям стандартов  может быть только лабораторное исследование, проведенное в независимой аккредитованной лаборатории, а не справки из автомастерских, как ошибочно полагал истец. Причем отбор проб должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб», что подразумевает отбор проб в данном случае исключительно из резервуаров на АЗС, а не из топливного бака автомобиля или канистры, как это сделал истец при свидетелях. Из всех представленных истцом доказательств не следует, что отправленный истцом в лабораторию бензин является купленным на АЗС ответчика, а также что ответчик продал истцу некачественный бензин.

 

Как видим, важна надлежаще оформленная экспертиза не только топлива в баке пострадавшего автомобиля, но и экспертиза образцов топлива с АЗС.  

 

В другом деле Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда анализируя представленные доказательства, пришла  к выводу, что несмотря на то, что истец доказал факт покупки бензина на АЗС ответчика и ненадлежащее качество данного топлива, факт однократной заправки транспортного средства истца приобретенным у ответчика некачественным бензином не находится в причинной связи с выходом из строя двигателя и причинением истцу ущерба. В результате суд отказал  в удовлетворении требований по делу  №33-10985/2011.

 

Необходимо отметить, что по данному делу суд первой инстанции первоначально удовлетворил требования истца, что, благодаря публикациям в СМИ, стало предметом обсуждения в Рунете и обнадежило многих граждан.  

 

Для читателей, впервые столкнувшихся с судебной практикой, добавим, что случаи, когда каждый последующий суд более высокой инстанции выносит противоположное решение – не редкость. К примеру, 16 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда по делу № 33-14173 отменила решение Кировского районного суда г. Кемерово и приняла  по делу новый  судебный акт, в котором отказала истцу в удовлетворении требований в полном объеме. Одна из причин отказа  в том, что суд посчитал не доказанным, что именно после заправки на АЗС ответчика произошла поломка автомобиля истца.

 

Следуя такой логике судей, бензин действительно может оказаться некачественным, т.е. не соответствующим техническим нормам, однако не настолько, чтобы сразу вывести из строя автомобиль.  

 

Новомосковский городской суд Тульской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-117 , пришел к выводу, что истец доказал факт покупки бензина на АЗС ответчика, ненадлежащее качество данного топлива, факт неисправности двигателя принадлежащего ему автомобиля, причинно-следственную связь между неисправностью двигателя и использованием некачественного топлива, приобретённого у ответчика, в связи с чем суд встал на сторону потребителя. По данному делу важно отметить, что истец представил в доказательство не только результаты экспертизы, но и  шесть чеков с автозаправки ответчика, чем доказал, что приобретал бензин исключительно в АЗС ответчика.  

 

К сожалению, далеко не всегда суды встают на защиту прав потребителя, отчасти это связанно с недостаточностью доказательств, отчасти с неправильной их оценкой.

 

Но у судебной проблемы защиты прав потребителя есть и другая  сторона – споры с продавцами автомобилей.  

 

Для примера приведем дело № 2-1095/11, по которому Ленинским районным судом г. Ульяновска 7 апреля 2011 г. было отказано в иске по взысканию убытков, причиненных продажей некачественного автомобиля, к тому же с истца в пользу ответчика было взыскано 50 400 руб. на  возмещение затрат по проведению судебной экспертизы. Причиной тому стало экспертное заключение, согласно которому: «отказ отопителя вызван сквозным прогаром сетчатого нагревательного элемента камеры сгорания в зоне подачи топлива из камеры предварительного подогрева, который наступил вследствие работы нагревателя с недопустимо высоким сопротивлением выхода топлива из камеры предварительного подогрева. Повышенное сопротивление выхода топлива вызвано закоксовыванием (засорением) сетчатого элемента камеры подогревателя продуктами осаждения из топлива с недопустимо высоким содержанием железосодержащихся добавок (ферроцена) с последующим их сгоранием. Таким образом, отказ отопителя вызван его эксплуатацией на «грязном» топливе с недопустимо высоким содержанием железа».

 

В итоге в судах мы сталкиваемся с ситуацией, для которой характерны не только отказы по искам, связанным с некачественным бензином, выведшим автомобиль из строя, но и со случаями,   когда производители и продавцы автомобилей отказываются нести ответственность за поломки своего товара, только по причинам использования потребителем топлива низкого качества.   Важно отметить, что такая судебная практика складывается уже не первый год. 

 


5. Административная ответственность

 

 

 

В случаях несоответствия бензина уже неоднократно упомянутому Техрегламенту, продавец может быть привлечен к   административной  ответственности по ст. 14.4. КоАП РФ, согласно части первой которой:  «продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, -

 

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».

 

Обратиться за защитой  своих прав с соответствующим заявлением можно в Роспотребнадзор, который является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

 

Еще один орган - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) осуществляет контроль (надзор) не за качеством бензина, как предмета  розничной продажи потребителям, а за соответствием автомобильного бензина требованиям Техрегламента на стадиях производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, и в случаях выявления нарушений, может привлечь виновных лиц к ответственности по ст. 19.19. КоАП РФ, максимальная санкция по которой  в отношении юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

 

Как видим, ответственность по КоАП РФ не такая уж большая, с учетом тех сверхприбылей, которые получают продавцы низкокачественного бензина. В связи с этим примечательной  является   статья 4.10. Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45):
           «Производство, оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям, установленным правовыми актами города Москвы, -

 

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одного миллиона рублей.

Примечание. Под оборотом нефтепродуктов следует понимать транспортировку, прием, поставку, хранение, реализацию (продажу, заправку) нефтепродуктов».

 

К сожалению, эта административная  статья действует только на территории г. Москвы, а в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, отвечают, что проверяют АЗС по заявлениям граждан  только в пределах МКАД.

 

 

6. Действия пострадавших от некачественного бензина.

 

 

Проблему некачественного бензина и поломки автомобиля  можно условно разделить на два вида:

 

- случаи использования бензина крайне низкого качества, который, в буквальном смысле, «убивает» автомобиль в ходе поездки непосредственно   после заправки;

 

- случаи, когда регулярное использование отклоняющегося от нормы бензина, понижает эксплуатационные качества транспортного средства, повышает износ отдельных его частей, создает проблемы водителю и, в конце концов, все-таки выводит автомобиль из строя гораздо раньше отпущенного ему срока.

 

В первом случае, если были произведены все необходимые действия по сбору доказательств, есть большой шанс  выиграть дело в суде и возместить потраченные деньги на починку автомобиля и не только.

 

Если же залитый бензин отклонялся от установленных  Техрегламентом требований в   не столь существенных значениях, т.е. если эксперты ответчика докажут, что само по себе отклонение некоторых показателей  топлива не могло вывести из строя автомобиль, то суд, скорее всего,  откажет в удовлетворении  требований. Максимум на что можно рассчитывать – это возврат стоимости бензина.

 

Однако напоминаем, что в любом случае нужно будет доказывать в суде следующие факты:

 

- приобретение бензина на определенной АЗС (ответчик либо будет отрицать это, либо пытаться доказать, что его топливо было смешано с другим, поэтому повторим многим   известный совет: храните некоторое время все чеки с автозаправок);

 

- ненадлежащее качество бензина (потребуется экспертиза не только топлива в бензобаке, но и образцов с АЗС);

 

- поломку автомобильного двигателя или других частей автомобиля (опять же нужно экспертное заключение о виде поломки и ее причинах);

 

- наличие причинно-следственной связи низкого качества бензина с неисправностью автомобиля.

 

Если вы подозреваете, что причиной поломки автомобиля стал некачественный бензин, незамедлительно предпринимайте меры по документированию фактов: благо почти у каждого есть на телефоне камера. Снимите не только саму заправку, автомобиль, показатели его приборов,   но и документы на текущую партию бензина (на АЗС они размещаются возле кассы и должны быть вам предоставлены по первому требованию), а также зафиксируйте сведения о самой АЗС. Если есть возможность закрепить свидетельские показатели – не пренебрегайте этим.   

 

Мы с вами уже рассмотрели вопрос важности отбора проб на АЗС для экспертизы – в оперативном порядке вы можете приобрести несколько литров в отдельную чистую емкость и опечатать ее  в присутствии сотрудников АЗС, однако вряд ли вы сможете рассчитывать на их активное содействие. Поэтому имейте  при себе контактные телефоны Роспотребнадзора   - обращение  к ним за помощью, пожалуй, будет обязательным этапом.

 

Если вы предприняли все меры по сбору доказательств, то для начала не лишним будет обратиться к руководству АЗС с соответствующей претензией. Дело не столько в надежде на  добровольное удовлетворение ваших требований, сколько в получении официального ответа  от нарушителя ваших прав, а в нем, возможно, будет  признание каких-либо  фактов, либо  неумелое письменное изложение  причин отказа поможет вам в доказательстве  вашей позиции в суде.

 

Несмотря на все изложенные  сложности, нельзя отказываться отстаивать  свои законные права и интересы.  На каждом из нас лежит забота не только о сохранности собственного имущества, но и обязанность  сохранять природу и окружающую среду. Если у вас есть возможность пресечь  деятельность нарушителей закона и  ваших личных прав – воспользуйтесь ею. Только общественный контроль позволит своевременно предотвращать губительное воздействие продавцов некачественного бензина на экологию и имущество граждан.

 

 

Закон о защите прав потребителей

 

Директор юридической компании

"ГМК групп"

Кутепов В.В.

 

Все права защищены

НОВОСТИ